+7 (495) 152-77-55

Запись в клиники и врачам

Тахилалия

Тахилалия — это нарушение темпа речи, которое сопровождается патологически ускоренным речевым потоком. При тахилалии нередко отмечается повторение одних и тех же слов, запинание, при котором могут искажаться окончания, изменяться произношение слов, особенно длинных. Также этому сопутствует нарушение письма и чтения, ускоренное протекание иных психических процессов.

Содержание статьи:
Тахилалия

Главные особенности тахилалии

Нарушение (тахилалии — это не исключение) подразумевает деление на несколько видов:

  • чистая форма тахилалии, при которой ускорена только речь;
  • баттаризм, где имеют место искажения в построении фраз;
  • полтерн характеризуется патологически быстрым потоком речи с запинками и паузами из-за неправильной артикуляции, трудностями с подбором слов или формулированием фраз, нарушениями восприятия речи собеседника.

По природе возникновения данная форма тахилалии является неоднородной, поэтому она может проявляться в следующих видах:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрая речь с неправильной артикуляцией);
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрая речь с нарушением слухового внимания);
  • полтерн со сложностями в подборе слов;
  • полтерн с трудностями формулировки речи.

Причины развития тахилалии

В логопедической практике причины тахилалии различны, при этом существует множество мнений, среди которых выделяют следующие теории о причинах развития тахилалии:

  • генетическая предрасположенность;
  • подражание со стороны ребенка быстрому темпу речи окружающих;
  • неправильное воспитание речи.

Чаще всего тахилалии подвержены неуравновешенные, гиперактивные, с повышенной возбудимостью дети. При этом проявление в детском возрасте нарушений речи может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека всю жизнь.

Иногда тахилалия развивается на фоне роста опухолей головного мозга либо на фоне других патологий мозга (ЧМТ, нейроинфекции, эпилепсии). Также причинами тахилалии могут быть различные психиатрические патологии: это развитие шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и т.п.

По природе своего развития тахилалия является неким процессом доминирования возбуждения над торможением, которое влечет за собой нарушение темпа внутренней и внешней речи.

Признаки проявления тахилалии

Симптоматика проявления тахилалии имеет речевую и неречевую форму. Главный симптом развития нарушения речи — аномальное ускорение темп речи, когда пациент произносит около 30 звуков в секунду, вместо 10-12 (как при обычном темпе). При этом у больного тахилалией речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Также ускоренная речь усугубляется нарушением внутренней и письменной речи. Что же касается неречевой формы развития тахилалии, то в данном случае наблюдается нарушение общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы. У пациента ярко выражены жесты и мимика. Данного рода моторное беспокойство проявляется не только во время бодрствования, но и во сне. Помимо этого, тахилалия сопровождается такими признаками, как:

  • неустойчивое и быстрое переключение внимания;
  • недостаток моторной, слуховой и зрительной памяти;
  • потливость;
  • тахикардия;
  • покраснение кожных покровов.

При развитии баттаризма и полтерна у пациента наблюдается экспрессивная речь, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика.

Диагностические методы тахилалии

Диагностика нарушения речи проводится неврологом и психиатром. Для того чтобы выявить неврологическую симптоматику, а также проверить состояние интеллекта и психические отклонения, пациент проходит следующие исследования:

  • электроэнцефалографию;
  • ЭЭГ для исключения эпилептиформной активности;
  • МРТ головного мозга.

Для оценки речевой функции пациента направляют на осмотр к логопеду. Специалист проверяет состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи. Также во время исследования учитывается постановка пациентом ударений, построение пауз, оцениваются задания на написание, прочтение, переписывание текстов. В свою очередь, психолог проводит обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Коррекция тахилалии

Коррекция тахилалии сопровождается комплексным медицинским, психотерапевтическим и логопедическим воздействием, а именно:

  • проведение бальнеотерапии;
  • ЛФК;
  • аутогенная тренировка;
  • речевые упражнения;
  • логопедическая ритмика;
  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • нейроседативный массаж;
  • бальнеотерапия;
  • сеансы у психолога.

При этом главной целью коррекционной работы по устранению тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи. В данном случае пациент посещает коллективные занятия, которые подразумевают соблюдение дисциплины и режима максимального ограничения речи. В логопедической работе используются вопросно-ответные беседы. Кроме того, на занятиях применяются различные речевые методики, зарядки, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. В завершении курса пациенты приступают к рассказам, пересказам, чтению про себя и, конечно же, публичным выступлениям, которые затем подвергается анализу.

Коррекция тахилалии у взрослых пациентов длится 3 месяца, а у детей — до года. На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи. На первых порах может быть очень трудно с таким замедленным темпом речи. Для этой цели дети могут произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают сохранять заданный темп во время всего занятия.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Прогноз и методы профилактика тахилалии

Благоприятный прогноз лечения тахилалии напрямую зависит от невротического и психического состояния пациента, а также активной совместной работы с врачом и логопедом. В случаях развития баттаризма и полтерна прогноз неопределенный.

Для того чтобы предотвратить развитие тахилалии, специалисты рекомендуют соблюдать простые меры предосторожности относительно предупреждения и лечения травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга. Также следует уделять особое внимание нервно-психическому развитию ребенка и правильному формированию его речи. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики. Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем их желаниям. Взрослые должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности. Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, ранимым детям. К ним нужно проявлять повышенную чуткость. Очень важно всячески укреплять здоровье этих детей, нервную систему в соответствии с рекомендациями врачей.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известные опасности. Выше уже отмечалось, что и тахилалия, и брадилалия могут возникать в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком замедленно.

Речь родителей и воспитателей должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь — и в семье, и в детском саду — он и сам, в конце концов, будет говорить правильно.