+7 (495) 152-77-55

Запись в клиники и врачам

Дебильность

Дебильность — врожденная или приобретенная слабая степень умственной отсталости. В течение жизни этот дефект не прогрессирует, а при адекватном лечении состояние больного существенно улучшается. В отличие от деменции, которая является приобретенной патологией и встречается чаще всего у людей пожилого возраста, дебильность присутствует у малыша с самого его рождения.

Содержание статьи:
Дебильность

Причины дебильности

Дебильность может возникнуть из-за воздействия следующих этиологических факторов:

  • Генетические болезни, для которых характерны проявления умственной отсталости. К ним можно отнести синдром Ангельмана, синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли. Эти заболевания обусловлены нарушением строения хромосом и генов, также проявляются физическим недоразвитием.
  • Травмирование головного мозга во время родов. Например, травма может возникнуть из-за сдавливания головы малыша акушерскими щипцами или же из-за внутречерепного кровоизлияния в случае родовой травмы.
  • Недостаточное количество йода в рационе малыша в возрасте от рождения до трех лет.
  • Недостаток воспитания и общения в первые годы жизни малыша из-за чего исходные ресурсы мозга активно не используются. Если именно эта причина спровоцировала дебильность, в таком случае при адекватном лечении наблюдается положительный эффект, а также благоприятный прогноз для ребенка.
  • Воздействие на организм беременной женщины вредных факторов. К таким факторам можно отнести ионизирующее излучение (например, частое прохождение беременной рентгена), инфекционные заболевания (цитомегаловирусная инфекция, краснуха, сифилис, токсоплазмоз), недостаток в организме йода, химические агенты (наркотики, алкоголь, бытовые токсины), грубое нарушение предписанной диеты или недоедание.

Классификация дебильности

В зависимости от тяжести нарушения умственных способностей выделяют три степени дебильности. Их классификация происходит за счет определения коэффициента IQ. Для легкой формы дебильности IQ равен 56-69, для умеренно выраженной — 60-64, тяжелой — 50-59. Определяется этот коэффициент с помощью решения ряда зданий на пространственное мышление и логику.

В Международном классификаторе болезней все степени дебильности закодированы в рубрике F70. Для указания конкретной степени до этого рубрикатора добавляет после точки цифра:

  • F70.0 — самая легкая степень поведенческих нарушений;
  • F70.1 — существенные поведенческие нарушения, которые требуют внимания или лечения;
  • F70.8 — поведенческие нарушения другого порядка;
  • F70.9 — поведенческие нарушения, которые не были не определены.

В неврологии также принято выделять несколько форм дебильности в зависимости от психо-эмоционального состояния больного.

  • Больные со стенической формой добродушные, уравновешенные и доброжелательные.
  • У пациентов с атонической формой заболевания наблюдается неспособность к мотивированным и целесообразным поступкам.
  • Астеническая форма патологии проявляется чрезмерной утомляемостью и психической неустойчивостью.
  • Дисфорическая форма заболевания, которая встречается крайне редко, характеризуется агрессией и расстройствами настроения.

Признаки дебильности

Заболевание сопровождается обширной симптоматикой. Наиболее выраженными симптомами дебильности будет неспособность больного вырабатывать сложные понятия, мыслить абстрактно и делать обобщающие умозаключения. У детей, больных дебильностью, наблюдается наглядно-образный тип мышления. А именно, они не способны воспринимать события целиком. Даже если они правильно воспринимают изображения, с трудом могут отыскать связи между ними, а также не могут сравнить их между собою.

Помимо умственного отставания у таких детей также нередко наблюдается недоразвитие речи. В частности, у них бывает замедленность речи, косность, обедненность лексики. Даже если дети способны хорошо ориентироваться в обыденных повседневных ситуациях, у них все равно наблюдается ограниченность к абстрактному мышлению и обобщению. Больные могут иметь как очень доброжелательный и спокойный характер, так и злой, мстительный.

Детям больным дебильностью крайне сложно дается обучение в школе, так как они слишком тяжело воспринимают правила правописания, практически не могут пересказать прочитанный только что текст, не могут разобраться самостоятельно с заданиями. Сложнее всего этим детям дается математика. Однако стоит помнить и то, что среди детей с разными формами дебильности встречается немало частично одаренных личностей. Это могут быть дети с абсолютным слухом, художественными талантами, отличной памятью, умением считать в уме.

Дебильность также негативно сказывается на формировании личности. У больных наблюдается слабое развитие волевых, нравственных и эстетических качеств, а также ограниченные потребности в познании. В связи с этим дети не способны формировать собственные суждения, поэтому они зачастую подражают другим и перенимают чужие взгляды. Это довольно опасное последствие дебильности, так как из-за слабости воли, невозможности формировать собственное мнение и отстаивать его, больные могут стать послушным орудием для других людей. Не понимая последствия своих действия и исполняя чужие приказы, они могут совершать опасные преступления.

Диагностика дебильности

Первые признаки дебильности обычно начинают проявляться после того, как ребенок поступает в школу. Родители обязательно должны отвести малыша на консультацию к психологу, неврологу, психиатру, а также в случае нарушения речи — к логопеду. Постановка диагноза «дебильность» осуществляется на основании результатов психологических тестов и психометрии. Степень заболевания устанавливается в зависимости от уровня IQ ребенка.

Во время осмотра пациента зачастую не наблюдаются какие-либо отклонения в неврологическом статусе. Неврологические расстройства обычно проявляются только невыразительной мимикой и ограничением мелких движений. Для более детального исследования степени заболевания назначают такие диагностические исследования:

  • эхоэнцефалография;
  • электроэнцефалография;
  • реоэнцефалография;
  • МРТ мозга.

Врач также проводит дифференциальную диагностику. Заболевание необходимо отличить от умственной отсталости, которая имеет с ним схожие симптомы, а также от снижения интеллекта, вызванного эпилепсией или шизофренией.

Лечение при дебильности

Пациенты, у которых была диагностирована дебильность, должны стоять на учете у психоневролога. Если причиной заболевания стали осложнения эндокринных заболеваний, наблюдаться больной должен также у эндокринолога.

Лечение начинается с определения причины заболевания, поскольку именно от нее зависит тактика врача. Например, детям с токсоплазмозом или врожденным сифилисом назначают этиотропные препараты. Больным с ферментопатией приписывают специальную диету. В случае эндокринопатии назначается терапия гормональными препаратами.

Для устранения проявлений заболевания пациенту назначается симптоматическая терапия, включающая следующие препараты:

  • психотропные;
  • дегидратационные;
  • противосудорожные;
  • общеукрепляющие;
  • нейропротекторы;
  • метаболиты;
  • ноотропы.

В случае астении и чрезмерной утомляемости больному назначают амфетамин, который стимулирует психическую сферу. Детям, у которых наблюдается чрезмерная эмоциональная возбудимость, врач приписывает элениум, аминазин, галоперидол.

Помимо симптоматической терапии, пациенты также нуждаются в корригирующем лечении, включающем логопедическое, педагогическое, психологическое направления. Ребенок нуждается в этом лечении, поскольку оно позволяет ему лучше учиться, обретать знания и навыки, необходимые для решения бытовых ситуаций, развивать самостоятельность. Логопедическая терапия подразумевает коррекцию заикания и исправление системного недоразвития речи.

Социальная адаптация при дебильности

Социальной адаптацией больных занимаются социальные педагоги, детские психиатры и неврологи. Их задача состоит в том, чтобы помочь больным дебильностью адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе. Кроме того, специалисты следят за тем, чтобы они не были вовлечены в преступные группировки.

Успех социальной адаптации во многом зависит от правильно организованной трудовой деятельности пациента, а также учебы и быта. Дети, больные дебильностью, должны учиться в специализированных школах, в которых учебная программа соответствует их уровню умственного развития. Доказано, что адекватная социальная адаптация больных позволяет им успешно интегрироваться в общество, найти работу и даже создать семьи.

После прохождения реабилитации больные могут освоить легкую специальность, которая не требует проявления инициативы и быстрого переключения внимания. Однако допуск к некоторым профессиям возможен только после консультации у врача-психиатра. Больным дебильностью противопоказано работать в вооруженных силах, муниципальных и государственных органах, в охране, машинистами поездов, инженерами. Также им противопоказано управлять транспортными средствами всех категорий.